Пензенский региональный генеалогический центр
«Одно то, что сведения о дорогих нам людях хранятся в архивах, смиренно ожидая встречи с нами, – уже великое благо»

ПОСЛЕДНИЙ СВИДЕТЕЛЬ

Трудно представить, что в настоящее время жив человек, лично знавший легендарного хирурга Николая Ниловича Бурденко (1876–1946) и даже в какой-то степени им воспитанный. Речь идёт о жительнице Воронежа, хирурге, докторе медицинских наук, профессоре Нине Викториновне Бобровой.

Нина Викторовна Боброва

Она родилась 16 декабря 1920 года в Воронеже, но семья изначально имела пензенские корни. Её отец Викторин Иванович Бобров (1884–1949) родился в селе Вышилей Городищенского уезда Пензенской губернии в семье Ивана Ивановича Боброва – впоследствии губернского секретаря. Мать Полина Фёдоровна, урождённая Лентовская, происходила из среды пензенского духовенства.

В бытность хирургом-ассистентом клиники Юрьевского университета Викторин Иванович вместе со своим коллегой Н. Н. Бурденко и другими профессорами участвовал в передислокации университетской базы в Воронеж. Это был 1918 год. Тогда оба они внесли огромный вклад в становление Воронежского государственного университета. В. И. Бобров проработал в системе воронежского здравоохранения большую часть своей жизни, и только несколько лет (1918–1923) были годами совместной работы там с будущим академиком. Вместе с тем это было время большой дружбы Николая Ниловича с семьёй Бобровых.

«В свой воронежский период, – вспоминает Нина Викториновна, – лишившись жены, которая, будучи немкой, ещё во время войны уехала в Германию, Николай Нилович жил один и очень часто проводил свободное от работы время в семье моих родителей. По их словам, он любил забавляться со мной – единственным тогда ребёнком в семье. Когда Николай Нилович женился в Москве вторично и устроился на новом месте, во время наших семейных поездок в Москву мы всегда останавливались у Бурденко, в их квартире в Долгом переулке, носящем теперь имя Н. Н. Бурденко. Поскольку собственных детей у Николая Ниловича не было, мне, маленькой девочке, уделялось особое внимание, и я очень любила бывать у него дома… Последний раз я видела Николая Ниловича уже студенткой, в самом начале войны. Он был тогда главным хирургом Красной армии. Был озабочен, деятелен, напряжён…»

В 1942 году Нина Викториновна с отличием окончила Воронежский медицинский институт и сразу же была эвакуирована в его составе в Ульяновск – трудилась там в эвакогоспитале. В январе 1943 года мобилизована в армию. Работала врачом отдельного батальона выздоравливающих Приволжского военного округа, затем – в сортировочном хирургическом госпитале Саратова, где в период Сталинградской кампании велась очень интенсивная, напряженная работа. С тех пор с хирургией она не расставалась.

Семья Бобровых. Викторин Иванович с супругой Полиной Фёдоровной и дочерьми - Ниной, Еленой, Ольгой. Ок. 1940 г.

После войны в связи с замужеством Н. В. Боброва переехала в Ленинград, работала ординатором на кафедре госпитальной хирургии 2-го Ленинградского мединститута, а через три года вернулась с семьёй в Воронеж. Состояла ординатором и дежурантом хирургического отделения областной больницы, преподавала хирургию в фельдшерско-акушерской школе. В 1952 году была принята на должность ассистента кафедры факультетской хирургии, где проработала 52 года, из которых 19 лет – в должности заведующего кафедрой.

В 1956 году защитила кандидатскую, а в 1969-м – докторскую диссертацию. Имеет 184 научные работы по вопросам полостной хирургии и урологии. Награждена медалью «За Победу  над Германией», орденом «Знак Почета», значком «Отличник здравоохранения». Является почетным профессором Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко, почетным гражданином г. Воронежа. Она же является автором книги по истории кафедры факультетской хирургии ВГМА, в которой изложила историю личного знакомства с Николаем Ниловичем.

Что же касается самого Н. Н. Бурденко, то примечательно следующее. Пензяк по происхождению, Николай Нилович всякий раз встречал на своём жизненном пути людей из Сурского края. Так, в Томском университете его другом и покровителем был уроженец того же Городищенского уезда Эраст Гаврилович Салищев – «отец сибирской хирургии». В Воронеже, кроме В. И. Боброва, он знал, а возможно и лечил, архиепископа Тихона (Никанорова) – бывшего Пензенского. В Москве и Петербурге наверняка часто встречался с Владимиром Николаевичем Воейковым, в чьём имении в Каменке работал Бурденко Нил Карпович.