ПЕНЗЕНСКАЯ ПАСТВА ЕПИСКОПА ИОАННА
12 октября 2015 года в Пензенской духовной семинарии прошла II международная конференция, посвященная памяти епископа Пензенского Иоанна (Поммера) и пострадавшим за Христа на пензенской земле. На конференции присутствовали митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин), директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Владимирович Гарькавый, доктор церковной истории священник Александр Мазырин (Москва), директор Государственного архива Пензенской области Татьяна Алексеевна Евневич, выдающийся пензенский краевед Александр Игоревич Дворжанский, представители власти. Мой доклад был посвящен пензенской пастве епископа Иоанна.
«Пензенская паства епископа Иоанна (Поммера) – вопрос крайне интересный и малоизученный. Он выделился как-то сам собою при изучении пензенского периода владыки. Во входящей переписке, обнаруженной в архиве владыки Иоанна, мы встречаем письма в том числе некоторых пензенских лиц с краткими биографическими комментариями. Известно, что здесь, в Пензе, священномученик Иоанн рукополагал кандидатов в священный сан, утверждал кандидатуры делегатов на Поместный Собор. Но кто были эти люди, окружавшие его; почему они пошли за владыкой; почему оказались приближенными к нему; кто и как помогал архиерею выжить в то нелегкое время – первые годы Советской власти? Эти вопросы, пока еще многими не осознанные и не поднятые, безусловно, могут быть интересны не только исследователям, изучающим наследие священномученика Иоанна, но и просто пензенским краеведам.
Дадим общую характеристику пензенской паствы священномученика епископа Иоанна. Оговоримся, что речь мы ведем сейчас не о священстве, а о мирянах.
Костяк ее состоял из дворянства и купечества. Это был цвет пензенского общества – преподаватели пензенских учебных заведений, известные врачи, юристы, чиновники, офицеры старой армии, купцы, их жёны и дети. Почти всю жизнь мэтр пензенского краеведения Александр Васильевич Тюстин посвятил биографистике дворянства Пензенской губернии: в первую очередь от него, из его трудов мы узнавали дворянские фамилии, овеянные древней славой. Однако как о людях, близких Церкви, о них говорилось мало (возможно, только как о благотворителях). И вот теперь церковноисторический подход к изучению биографий этих людей позволяет иначе взглянуть на них – как на людей, занимающих активную позицию в Церкви, даже ее защитников.
Ввиду небольших размеров губернского города Пензы все эти люди были хорошо знакомы друг с другом и даже состояли в родстве, они прекрасно знали социальную инфраструктуру Пензы. В первые годы Советской власти в основе их отношений лежали добрые связи, сложившиеся еще в прежние времена, братская христианская любовь, взаимовыручка, общие трудности. А с появлением в Пензе такого яркого пастыря, как епископ Иоанн, представители этого слоя еще сильнее сплотились – уже на почве любви и преданности владыке. Так в 1918 году было основано Пензенское братство православных христиан. Некоторые из пасомых, узнав владыку мирянами, провожали его из Пензы уже будучи в священном сане, иные были утверждены им делегатами на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.
Даже после отъезда владыки из Пензы в Латвию пензенские почитатели не прекращали молитвенное и письменное сообщение с ним. Эта переписка представляет собой бесценный удивительно живой источник, проливающий свет на положение дел в Пензенской епархии. Из писем видно: верующие настолько духовно прилепились к владыке, что выражали желание при любых условиях и обстоятельствах следовать за ним в Ригу. Появление епископа Иоанна в жизни пензяков, как правило, накладывало отпечаток на всю их дальнейшую судьбу. Абсолютно все яркие представители духовных чад владыки Иоанна были подвергнуты преследованиям, и если они не были казнены или не погибли в заключении, то во всяком случае жизнь их была сделана невыносимой.
Первым общим арестом для ближайших сподвижников епископа Иоанна стали события 16 декабря 1919 года, тогда были схвачены и лишены свободы 106 человек. Это было первое групповое дело, сфабрикованное чекистами в Пензе.
Сейчас я назову некоторых известных нам представителей пензенской паствы епископа Иоанна из мирян, судьба каждого из которых заслуживает если не отдельной книги, то уж точно статьи. Это брат и келейник епископа Иоанна Пётр Андреевич Поммер; бывший земский начальник, дворянин, а в советское время заведующий потребительским обществом Клавдий Сергеевич де Бове; судебный следователь, товарищ прокурора дворянин Игорь Иванович Беликов; заведующий хирургическим отделением Пензенской губернской больницы и главный врач Больницы Красного Креста Владимир Кириллович Трофимов; преподаватель словесности Пензенского епархиального женского училища Александр Александрович Беляев; певчий, обучавшийся в консерватории, Сергей Васильевич Валовский; начальница 1-й Пензенской женской гимназии Варвара Алексеевна Николаева; купец Фёдор Петрович Голышев; член приходского совета Покровской церкви Дмитрий Яковлевич Русанов; бывший штаб-ротмистр, а затем инспектор Всевобуча Николай Фёдорович Прозоров; известный краевед, общественный деятель и педагог Михаил Анатольевич Лебедев; Татьяна Ивановна Куприянова; дворянка Софья Николаевна Арапова; иподиакон, а затем известный протоиерей Николай Михайлович Пульхритудов, крестьянин села Оленевка Иван Васильевич Калинин и многие другие. Взаимоотношения этих личностей отражают целый период общественной жизни города Пензы. Твёрдость их веры, заложенная духовным наставничеством епископа Иоанна, послужила впоследствии к прославлению некоторых из них в лике святых мучеников и исповедников. Это священномученик Августин (Беляев), священномученик Иоанн (Прозоров), священноисповедник Иоанн (Оленевский). Они узнали владыку именно мирянами.
Именно эти люди со своими еще крепкими связями и по-прежнему высоким авторитетом поддерживали епископа Иоанна в Пензе. Они были тем славным семенем, которое было взращено святителем Иоанном на пензенской земле, а затем принесло свои плоды в различных местах Святой Руси.