ВЕЛИКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНИЦА
В декабре 2014 года вышло в свет уже второе издание книги «Великая благотворительница», посвящённой жизни и деятельности Марии Михайловны Киселёвой (1798–1887) – пензенской дворянки, кавалерственной дамы, большую часть жизни отдавшей христианской благотворительности.
Дела Марии Михайловны по храмоздательству и милосердию на пензенской земле трудно перечислить. Это несколько выстроенных ею церквей и монастырских комплексов, учреждение крупнейшей в губернии богадельни, огромная помощь раненым солдатам. Но деятельность эта не была ограничена лишь Пензой, она простиралась далеко за пределы Сурского края и даже России. Ещё из первого издания мы знаем о православных храмах, воздвигнутых на её средства в Саратовской и Владимирской губерниях, в Святой земле и на горе Афон. Поэтому личность М. М. Киселевой, несомненно, заслуживает именно такого серьёзного исследования.
Книга «Великая благотворительница» – это труд не только о семье Киселёвых-Чегодаевых, это книга и о Пензе, и об истории русской благотворительности в целом.
Автор книги – старейшая сотрудница Пензенского краеведческого музея Анна Фёдоровна Головина (1928–2013), которая потратила на изучение всего, что связано с Киселёвыми, последние 15 лет своей жизни. Исследование основано не только на пензенских, но и на столичных архивах. Например, широко используется санкт-петербургский Российский государственный исторический архив. Сама книга издана весьма достойно и оформлена со вкусом: печатана в московской типографии «Наука» в твердом переплёте, на мелованной бумаге и полноцветом. Тираж 1000 экземпляров.
Жаль только, что исследователи, занимающиеся отдельными историческими вопросами, понадеявшись на свои силы, не всегда прибегают к помощи коллег. Так, в издание не вошла старая фотография 1-го корпуса Киселёвской богадельни, которая словно для этой книги вдруг нашлась в одном из антикварных магазинов. Забыт портрет тайного советника Сергея Васильевича Керского, хотя таковой имелся. Зато портреты других личностей зачем-то даны дважды. К сожалению, не упомянут вклад в это исследование отдельных пензенских краеведов.