ЧУДО-ФОНД
Всякий архивный фонд по-своему интересен и уникален, но есть среди них такие, в которых сосредоточен большой объём разнообразной живой информации о судьбах людей, различных обстоятельствах их земного существования. В этом ключе несколько слов хотелось бы сказать о фондах губернских отделов социального обеспечения. Сам период со времени установления советской власти и до упразднения старой системы административно-территориального деления (1918–1928) стал пересечением эпох: прежний мир еще не отжил, а новый только вступал в свои права; активная перестройка всех сфер общественной жизни, столкновение старорежимного русского менталитета с советской действительностью заставляли человека выбирать, приспосабливаться к новым условиям существования, выживать. Различные жизненные вопросы того времени решались как раз на уровне губсобесов, и это отражено в документах сего ведомства. Именно по фондам губсобесов можно проследить извивы человеческих судеб, восстановить биографические провалы. Кроме того, в этих делах сохранились дореволюционные бумаги и документы периода Временного правительства [1].
Что же мы можем отыскать в указанных фондах? Вот только некоторые разделы: — списки погибших в Русско-японскую войну 1904–1905 гг., назначение пособий их семьям;
— списки убитых в Первую мировую войну и дела о назначении пособий вдовам;
— списки красноармейцев и их семей, заявления на выделение пенсий по инвалидности;
— списки пенсионеров по уездам, всевозможные документы по вопросам оформления пенсий;
— списки лиц, содержащихся в домах инвалидов, приютах;
— описи вещей умерших граждан и правонаследование;
— списки сирот, инвалидов войн;
— анкеты и документы беженцев из западных губерний, кронштадтских беженцев;
— списки голодающих.
В фонде Пензенского губсобеса хранится одно из замечательных дел. Оно называется «Переписка с инвалидным домом № 1 об определении туда граждан. Списки и удостоверения проживавших в нём» (ГАПО, ф. р-89, оп. 1, д. 257. 1920 г.). Из дела мы узнаём, что инвалидный дом № 1 в Пензе – не что иное, как знаменитая пензенская богадельня Александра и Марии Киселёвых, переименованная в дом инвалидов им. Карла Маркса. Таким образом, раскрываются страницы жизни этого заведения в первые советские годы (до организации здесь инфекционной больницы им. КИМ [2]). В деле есть документы об определении сюда граждан и соответствующие списки, справки о смерти, описи личных вещей умерших. Печальная участь оказаться в доме инвалидов постигла многих представителей пензенской интеллигенции, священства: Пазельских, Покровских, Феодосиевских. Смертность в стенах заведения была очень высокой. Среди множества записей о смерти постояльцев дома инвалидов им. К. Маркса есть справка о кончине Семёна Федосеевского – это представитель известного священнического рода Семён Матвеевич Феодосиевский. В деле встречаются документы, написанные на дореволюционных бланках богадельни. Некоторые лица определялись в заведение не только на правах инвалидов и беспризорных, но и в качестве обслуживающего персонала. Так, инвалид Франц Кривицкий, видимо, из военнопленных, был прислан для починки обуви пациентов, а инвалид Башкирова – как портниха в здешнюю пошивочную мастерскую. Интересны указания на характер недугов проживавших, места их прописки в Пензе.
И естественно, фонд может стать исключительно полезным в генеалогических изысканиях и составлении биографии конкретных людей.
[1] Фонды преемников губсобесов – окружных и областных собесов – менее интересны и насыщенны, их описи более формальны, а потому скучны и сухи.
[2] Коммунистический интернационал молодежи.